/ Средства защиты / Историческая справка / Послевоенный период / Учения с применением атомного оружия / Тоцкие учения / Войсковые учения

Войсковые учения

Тоцкие войсковые учения с применением атомного оружия. 14 сентября1954 года.

карта атомного взрыва

Ядерное оружие, обладая огромной разрушительной силой и специфическими поражающими факторами: ударной в одной, световым излучением, проникающей радиацией, радиоактивным заражением местности требовало пересмотра сложившихся способов ведения боевых действий, пересмотра структуры экономики страны и повышения ее живучести, защиты населения в небывалых масштабах.

Войсковое учение с применением атомного оружия 14 сентября 1954 г. состоялось после принятия правительством СССР решения о развертывании подготовки Вооруженных Сил страны к действиям в условиях реального применения вероятным противником ядерного оружия. Принятие такого решения имело свою историю. Первые разработки предложений по этому вопросу на уровне ведущих министерств страны относятся к концу 1949 г. Это было обусловлено не только успешно проведенными первыми ядерными испытаниями в бывшем Советском Союзе, но и влиянием американских средств массовой информации, питавших нашу внешнюю разведку сведениями о том, что Вооруженные Силы и Гражданская оборона США активно проводят подготовку к действиям в условиях применения ядерного оружия в случае возникновения вооруженного столкновения. Инициатором подготовки предложений о проведении учения с применением ядерного оружия выступило Министерство обороны СССР (в то время Министерство Вооруженных Сил) по согласованию с министерствами атомной энергии (в то время Первым главным управлением при Совете Министров СССР), здравоохранения, химической и радиотехнической промышленности СССР. Непосредственным разработчиком первых предложений был специальный отдел Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (В.А.Болятко, А.А.Осин, Е.Ф.Лозовой). Руководил разработкой предложений заместитель министра обороны по вооружению маршал артиллерии Н. Д.Яковлев.

Первое представление предложения по учению было подписано Маршалом Советского Союза А.М.Василевским, Б.Л.Ванниковым, Е.И.Смирновым, П.М.Кругловым, другими ответственными лицами и направлено заместителю Председателя Совета Министров СССР Н.А.Булганину. За четыре года (1949-1953 гг.) было разработано более двадцати представлений, которые направлялись в основном Н.А.Булганину, а также Л.М.Кагановичу, Л.П.Берии, Г.М.Маленкову и В.М.Молотову.

29 сентября 1953 г. вышло постановление Совета Министров СССР, положившее начало подготовке Вооруженных Сил и страны к действиям в особых условиях. Тогда же по представлению В.А.Болятко Н.А.Булганиным был утвержден к изданию перечень руководящих документов, ранее разработанных 6-м Управлением Министерства обороны, в частности Справочник по ядерному оружию, пособие для офицеров "Боевые свойства ядерного оружия", Наставление по ведению операций и боевых действий в условиях применения ядерного оружия, Наставление по противоатомной защите, Руководство по защите городов. Руководство по медицинскому обеспечению, Руководство по радиационной разведке. Руководство по дезактивации и санитарной обработке и Памятка солдату, матросу и населению по защите от атомного оружия. По личному указанию НА.Булганина в месячный срок все указанные документы были изданы Воениздатом и доставлены в группы войск, военные округа, округа противовоздушной обороны и на флоты. Одновременно для руководящего состава армии и флота был организован показ специальных фильмов по испытаниям ядерного оружия.

Практическая проверка новых взглядов на ведение войны началась с войсковых Тоцких учений с применением реальной атомной бомбы, созданной учеными и конструкторами КБ-11 (Арзамас-16).

В 1954 году стратегическая авиация США имела на вооружении более 700 атомных бомб. США провели 45 ядерных испытаний, включая 2 ядерных бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки. В опросы применения атомного оружия и защиты от него были широко проверены не только на полигонах, но и на войсковых учениях армии США.

К этому времени в СССР было проведено только 8 испытаний атомного оружия. Изучены результаты атомной бомбардировки авиацией США японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Характер и масштабы поражающего действия этого грозного оружия были достаточно известны. Это позволило разработать первые инструкции по вопросам ведения боевых действий в условиях применения атомного оружия и способам защиты войск от поражающего действия атомных взрывов. С точки зрения современных представлений изложенные в них рекомендации во многом верны и сегодня.

В этих условиях было крайне необходимо в интересах совершенствования противоатомной защиты войск, проверки расчетных нормативов по поражению атомным оружием техники и вооружения провести учение с максимальным приближением к боевой обстановке. Осуществление такого замысла было продиктовано также стремлением не отстать в подготовке Вооруженных Сил СССР от армии США.

Для проведения учений были сформированы сводные войсковые части и соединения, собранные из всех районов страны от всех видов Вооруженных Сил и родов войск, предназначенных в дальнейшем передать полученный опыт тем, кто не принимал участия в этих учениях.

В общей сложности на учение привлекалось около 45 тысяч человек личного состава, 600 танков и самоходно-артиллерийских установок, 500 орудий и минометов, 600 бронетранспортеров, 320 самолетов, 6 тысяч тягачей и автомобилей.

В учении приняли участие руководство всех родов войск и сил флота, командование всех групп войск, военных округов, округов противовоздушной обо-роны, флотов и флотилий. Были приглашены все министры обороны дружествен-ных в то время нам стран.

Местом проведения учения был выбран полигон сухопутных войск, расположенный в глубине страны в Оренбургской области севернее поселка Тонкое в малонаселенной местности, характерной по рельефу и растительности не только для Южного Урала, а и для ряда районов Европейской части СССР и других стран Европы.

Войсковое учение на тему "Прорыв подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия" было назначено на осень 1954 года. На учениях применялась атомная бомба мощностью 40 кт, испытанная на Семипалатинском испытательном полигоне в 1951 году. Руководство учением было возложено на Маршала Советского Союза Г.К.Жукова (в то время заместителя Министра обороны). В подготовке и в ходе учения приняли активное участие руководство Министерства среднего машиностроения СССР во главе с В.А. Малышевым, а также ведущие ученые - создатели ядерного оружия И.В. Курчатов, К.И. Щелкни и др.

Основной задачей в подготовительный период явилось боевое слаживание войск и штабов, а также индивидуальная подготовка специалистов по родам войск для действий в условиях реального применения атомного оружия. Обучение войск, привлекаемых на учение, проводилось по специальным программам, рассчитанным на 45 дней. Само учение продолжалось один день. Различные виды тренировок и специальных занятий были организованы на местности, сходной с районом учения. Во всех без исключения воспоминаниях участников учения отмечаются интенсивная боевая учеба, тренировки в средствах защиты, инженерное оборудование района - в целом нелегкий армейский труд, в котором участвовал и солдат, и маршал.

Для наступающей стороны была поставлена тема: "Прорыв стрелковым корпусом подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия"; для обороняющейся стороны - "Организация и ведение обороны в условиях применения атомного оружия".

Общие цели учения были следующие.

Исследовать воздействие взрыва атомной бомбы среднего калибра по участку заранее подготовленной обороны, а также на вооружение, военную технику, животных. Установить степень защитных свойств различных инженерных сооружений, рельефа местности и растительного покрова от воздействия атомного взрыва.

Изучить и практически проверить в условиях применения атомной бомбы:

- особенности организации наступательных и оборонительных действий частей и соединений;

- действия наступающих войск при прорыве оборонительных полос вслед за атомными у дарами;

- действия обороняющихся войск в условиях применения атомного оружия наступающей стороной, проведение контратаки вслед за атомным ударом по наступающим войскам противника;

- организацию противоатомной защиты войск в обороне и наступлении;

- методы управления войсками в наступлении и обороне;

- материально-техническое обеспечение войск в условиях ведения боя.

Изучить и показать один из возможных вариантов подготовки и ведения наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником, без отвода своих войск с первой позиции на время атомного удара.

Надо было научить личный состав армии - рядовых и командиров, - как практически действовать в наступлении и обороне во фронтовой полосе при применении атомного оружия своими войсками или противником. Дать войскам почувствовать "дыхание и всю картину атомного взрыва".

Учение планировалось провести в два этапа:

- первый этап - прорыв полосы обороны дивизии (главной полосы обороны);

- второй этап - овладение с хода полосой корпусных резервов (второй полосы обороны) и отражение контратаки механизированной дивизии.

Основное внимание при проведении учения уделялось действиям наступающей стороны, войска которой реально осуществляли атомную, артиллерийскую и авиационную подготовку прорыва и преодолевали район атомного взрыва.

В связи с тем что на учении проводилась реальная атомная, артиллерийская и авиационная подготовка прорыва отдельных участков полосы обороны, войска обороняющихся, занимавшие эту полосу, заблаговременно выводились на безопасное удаление. В дальнейшем эти войска использовались для удержания тыловой позиции и участков полосы корпусных резервов.

Сопротивление частей обороняющихся при прорыве наступающими первых двух позиций полосы обороны дивизии разыгрывалось специально назначенными для этой цели в воинских частях представителями штаба руководства.

Район учения представлял собой среднепересеченную местность, на ряде участков покрытую лесом и разделенную широкими долинами небольших рек.
Леса восточнее реки Маховка в значительной степени облегчали маскировку боевых порядков полков первого эшелона и основных артиллерийских позиций наступающих, а рубеж гор Ананчикова, Большая и Межвежья скрывал от наземного наблюдения обороняющихся боевые порядки корпуса и в то же время обеспечивал просмотр обороны противника на глубину до 5-6 км от переднего края.

Открытые участки местности, имевшиеся в полосах наступления полков и дивизий, давали возможность вести наступление в высоких темпах; вместе с этим лесные угодья на ряде участков затрудняли движение, а после атомного взрыва, вследствие лесных завалов и пожаров, могли стать весьма трудно проходимыми даже для танков.

Пересеченная местность в районе, намеченном для взрыва атомной бомбы, обеспечивала всестороннее испытание воздействия атомного взрыва на инженерные сооружения, военную технику и животных и позволяла выявить влияние рельефа местности и растительного покрова на распространение ударной волны, светового излучения и проникающей радиации.

Расположение населенных пунктов в районе учения позволяло при атомном взрыве не причинять значительного ущерба интересам местного населения, выбрать маршрут полета самолета-носителя атомной бомбы, минуя крупные населенные пункты, а также обеспечивало безопасность при движении радиоактивного облака в восточном, северном и северо-западном направлении.

До середины сентября в районе учения по прогнозу сохранялась ясная сухая погода. Это обеспечивало хорошую проходимость всех видов транспорта, благоприятные условия для производства инженерных работ и позволяло сбросить атомную бомбу при визуальном прицеливании, что было определено в качестве обязательного условия.

Войска на учение были выведены в специально разработанных штатах применительно к организации, принятой в 1954 году, и обеспечены новым вооружением и военной техникой, принятой на снабжение армии.

О том, как готовились войска к предстоящему учению, можно судить по материалам отчетных документов. Только в исходных районах размещения войск было отрыто более 380 км траншей, построено более 500 блиндажей и других укрытий.

Командование приняло решение - бомбометание производить с самолета ТУ-4. Для участия в учениях было выделено два экипажа: майора Василия Кутырчева и капитана Константина Лясникова. Экипаж майора В.Кутырчева имел уже опыт летных испытаний атомной бомбы на Семипалатинском полигоне. Подготовка к учениям проводилась в Ахтубе (это под Волгоградом в 850 км от г.Тоцкого). Тренировочные бомбометания в Тоцком производились 250 кг бомбами-болванками. В тренировочных полетах бомбометания выполнялись с разбросом всего 50-60 метров при высоте полета десять километров. Средний налет в тренировочных полетах экипажей самолетов-носителей атомной бомбы для данного учения составил более 100 часов. Командование наземных войск не верило, что может быть такая точность бомбометания.
До самого последнего момента никто из экипажей не знал, кто пойдет основным экипажем, а кто будет дублером. В день вылета на учение два экипажа готовились в полном объеме с подвешиванием атомной бомбы на каждый самолет.

Одновременно запустили двигатели, доложили о готовности выполнять здание и ждали команду, кому выруливать для взлета. Команда поступила экипажу В.Кутырчева, где бомбардиром был капитан Л.Кокорин, второй летчик - Роменский, штурман - В.Бабец. Самолет сопровождали два истребителя МИГ-17 и бомбардировщик ИЛ-28.

Всем участникам учения было понятно, что проведение такого учения - вынужденная, необходимая мера. Его повторение исключалось, и надо было подготовиться так, чтобы извлечь наибольшую пользу для Вооруженных Сил. И прежде всего в вопросах боевого применения родов войск, обеспечения противоатомной защиты личного состава, дополнительной оценки и демонстрации личному составу воздействия поражающих факторов атомного взрыва на технику, вооружение и инженерные сооружения. С этой целью в районе взрыва были выставлены образцы военной техники и вооружения, построены фортификационные сооружения. В научных целях для изучения действия ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и радиоактивного заражения на живые организмы и оценки защитных свойств инженерных сооружений (траншей с перекрытием, усиленных блиндажей, защищенных огневых точек, укрытий для танков и артиллерийских орудий и др.) использовались различные животные.

Как видно из официальных источников, подтвержденных и воспоминаниями непосредственных участников этого учения, упор делался и на индивидуальную подготовку личного состава, и на подготовку частей в целом. Личный состав действовал сознательно, грамотно и инициативно, что отмечается в воспоминаниях участников и оценках руководителей учения.

Особенно большая работа проводилась по обеспечению безопасности войск. Самое серьезное внимание уделялось отработке действий личного состава как в момент взрыва, так и при преодолении условно зараженных радиоактивными веществами участков местности. Во всех районах, где предполагалось воздействие поражающих факторов атомного взрыва, предусматривалась подача специальных сигналов оповещения, по которым личный состав войск осуществлял защитные действия непосредственно перед взрывом и в течение всего времени возможной опасности. Основные мероприятия по обеспечению безопасности разрабатывались, исходя из ожидаемых последствий воздушного взрыва атомной бомбы.

Документы учения подтверждают, что запланированные меры безопасности исключали воздействие поражающих факторов атомного взрыва на личный состав свыше установленных допустимых норм. В них были учтены элементы повышенных требований к безопасности мирного времени. В частности, нормы допустимой зараженности личного состава и боевой техники были уменьшены в несколько раз по сравнению с нормами, определенными Наставлением по противоатомной защите войск. Участки местности с уровнем радиации свыше 25 р/час на период учения объявлялись запретными зонами, обозначались запрещающими знаками, и войска обязаны были их обходить. Строгое выполнение всех предусмотренных правил и инструкций не допускало какой-либо возможности поражения личного состава.

Начало выполнения практических мероприятий обеспечения безопасности планировалось заблаговременно. Была установлена запретная зона. Характерна такая деталь: убежища и укрытия в 5 км от намеченного эпицентра взрыва были оборудованы так, как если бы они располагались в 300-800 метрах от эпицентра взрыва атомной бомбы. Этот пример еще раз подтверждает, что инженерные сооружения были построены со значительным запасом прочности.

За пять суток до начала учений все войска были выведены из запретной зоны. По периметру запретной зоны было выставлено охранение. С момента приема под охрану и в течение первых трех суток после взрыва допуск в нее производился только через контрольно-пропускной пункт по специальным пропускам и жетонам. В приказе командующего учениями говорилось: "В день учения с 5.00 до 9.00 запретить движение одиночных лиц и автомашин. Передвижение разрешить только в составе команд с ответственными офицерами. С 9.00 до 11.00 всякое движение запретить. Вывод войск за пределы запретной зоны закончить к исходу 9 сентября и письменно доложить мне. Все подготовленные укрытия и убежища, а также готовность средств связи к приему и передаче сигналов проверить специальными комиссиями и результаты проверки оформить актом".

Анализ официальных документов свидетельствует, что принятые на учении меры безопасности позволили провести его без грубых нарушений и не допустить длительного нахождения личного состава на зараженной радиоактивными веществами местности.

Представим себе обстановку в районе учения к утру 14 сентября 1954 года. По плану учений доклады о готовности поступили, отдаются последние распоряжения, проверяется связь. Войска заняли исходные районы. Фрагмент обстановки в районе атомного взрыва показан на схеме. "Западные" - обороняющиеся - занимают районы на удалении 10-12км от намеченного центра цели атомного взрыва, "восточные" - наступающие - за рекой, 5 км восточное района взрыва. В целях безопасности головные подразделения наступающих отведены из первой траншеи и размещены в убежищах и укрытиях во второй траншее и в глубине.

В 9 часов 20 минут руководством учения заслушиваются последние доклады о метеорологической обстановке и принимается решение на взрыв атомной бомбы. Решение протоколируется и утверждается. После чего экипажу самолета по радио отдается приказ сбросить атомную бомбу.
За 10 минут до нанесения атомного удара по сигналу "атомная тревога" войска занимают укрытия и убежища.

В 9 часов 34 минуты 48 секунд (время указано местное) производится воздушный атомный взрыв. Воспоминания участников учения объективно рисуют картину взрыва, и здесь практически мало что можно добавить.
В материалах учения подробно изложены действия войск и та радиационная обстановка, которая была в районе учения после атомного взрыва. Она представляла собой исключительную практическую и научную ценность, и поэтому велика заслуга личного состава, осуществлявшего различные замеры и наблюдения. Однако даже в этом случае режим безопасности не снижался.

По плану учения через пять минут после атомного взрыва начинается артиллерийская подготовка. В конце артиллерийской подготовки наносятся бомбовые и штурмовые удары авиации.

С целью определения уровней радиации и направления эпицентра взрыва атомной бомбы, по окончании боевой стрельбы, планировалось использование дозиметрических дозоров нейтральной (независимой) радиационной разведки. В район взрыва дозоры должны прибыть через 40 минут после взрыва и приступить к ведению разведки в назначенных секторах и обозначению границ зон заражения предупредительными знаками: действительный уровень радиации в районе эпи-центра взрыва через 1 час обозначить: зона с уровнем 25 р/час, свыше 0,5 р/час и 0,1 р/час. Личный состав дозора, измеряющий уровень радиации в эпицентре взрыва, находится в танке, броня которого уменьшает дозу проникающей радиации в 8-9 раз.

В 10 часов 10 минут "восточные" атакуют позиции условного противника. На схеме показано положение войск сторон на различное время после атомного взрыва. К 11 часам подразделения производят посадку личного состава на технику и продолжают наступление в предбоевых порядках (колоннах). Разведывательные подразделения совместно с войсковой радиационной разведкой двигаются впереди.

Около 12.00 14 сентября передовой отряд, преодолевая очаги пожаров и завалов, выходит в район атомного взрыва. Через 10-15 минут за передовым отрядом в тот же район, но севернее и южнее эпицентра взрыва выдвигаются подразделения первого эшелона "восточных". Так как район заражения от атомного взрыва должен быть уже обозначен знаками, выставленными дозорами нейтральной разведки, то подразделения ориентированы о радиационной обстановке в районе взрыва.

В ходе учения в соответствии с планом дважды имитируются атомные взрывы подрывом взрывчатых веществ. Главная цель такой имитации заключалась в необходимости обучения войск действиям в условиях "радиоактивного заражения местности". По выполнении задач учения в 16 часов 14 сентября войскам дается отбой. В соответствии с планом по мерам безопасности после завершения учения проверяется личный состав, проводится дозиметрический контроль личного состава и боевой техники. Во всех подразделениях, действовавших в районе атомного взрыва, на специально оборудованных, пунктах проводится санитарная обработка личного состава с заменой верхнего обмундирования и дезактивация техники.

Оценивая с современных позиций проведенное в 1954 году учение, можно однозначно констатировать его огромное значение для совершенствования практики подготовки войск к действиям в условиях применения атомного оружия и в целом для укрепления боеготовности и боеспособности советских Вооруженных Сил.
И, безусловно, прав майор в отставке С.И.Пегаиов, подчеркивая, что "...сентябрьское учение было тем кирпичиком в той стене, которая стала на пути ядерной катастрофы" ("Красная Звезда", 16 ноября 1989 года).

Действительно, оценка роли и места учения в жизни армии и проблемы, возникшие в связи с недостатком официальной информации, волнуют, судя по публикациям, многих. Причем, сейчас эти вопросы стали острее, чем 35 лет назад.

Ответы на многие вопросы участников учения, в том числе и личные, можно и нужно дать сегодня. Конкретный пример тому - встреча начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерала армии А.Д.Лизичева с участником учения В.Я.Бенциановым, в чьих воспоминаниях аккумулированы проблемы многих, кого коснулся сентябрь 1954 г. В ходе беседы были обсуждены вопросы, высказанные в публикациях воспоминаний участников учений, и те меры, которые принимаются Министерством обороны СССР.

В настоящее время госпитали Министерства обороны России имеют указание проверить состояние здоровья обратившихся к ним участников учения, оказать им всестороннюю помощь в лечении. Кроме того, Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова готова принять их на специализированное обследование.

Тоцкие учения с применением атомной бомбы... О них ходит много легенд и небылиц, которые тревожат до сих пор сотни тысяч людей, как в России, так и за рубежом. Повышенный интерес к ним почему-то проявляет японская пресса и телевидение.

НОВОСТИ

Ждем поддержки. Нужен модератор.   18.08.2008

Наш проект существует уже 6 месяцев. К сожалению на сайте пока жизни не наблюдается. Нам нужны люди способные его оживить, начать форум. Подсказать чего не хватает на сайте. Мы всегда рады любым пожеланиям и советам. Мы знаем что существует определенная группа людей интересующаяся данной тематикой и
Открыто beta тестирование сервиса быстрых сайтов.   17.04.2008

Каждый пользователь зарегестрированный на форуме теперь может создать себе сайт вида vasya.himza.ru. Функционал пока сильно урезан, но основа работатет. Все сайты созданные в период тестирования удаляться не будут. Изменятся только макеты дизайна. Так-же планирутся запустить рейтинг сайтов. Для
Заработал поиск.   11.04.2008

На нашем сайте после долгой паузы восстановлен поиск. Поиск без ухищирений, зато ищет сразу по всему сайту. Нормально ищет только слова и словсочетания без знаков припенания и сложной морфолотии. Отдельное спасибо dplspider.ru за предоставленный алгоритм поиска.
Новый дизайн.   09.04.2008

Наш сайт развивается. Мы сделали новое офрмление сайту. Проходит тестирование новая система добавления компаний. Теперь это не просто каталог, скоро любая компания в несколько кликов мышки сможет создать себе полноценный сайт вида vasya.himza.ru!!!
Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений   07.04.2008

МОСКВА, 7 апреля. (ИТАР-ТАСС). По итогам состоявшихся переговоров в Сочи президенты России и США приняли Декларацию о стратегических рамках. РФ и США вновь подтверждают, что эра, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или как стратегическую угрозу, закончилась.
 
Copyright © 2007. Ваши замечания и
предложения направляйте на info@himza.ru